В Беларуси проходит Европейская неделя мобильности

На текущей неделе наша республика активно участвует в мероприятиях Европейской недели мобильности. Пройдут они по 22 сентября включительно. Зачем это нужно нашим городам? «РСГ» разбиралась вместе с экспертами.

234234

Белорусские города все активнее приобщаются к мировым тенденциям и практикам по улучшению городской мобильности. А сделать это возможно, в том числе, через участие в Европейской неделе мобильности (ЕНМ).

Примечательный факт: за три года количество присоединившихся к ЕНМ населенных пунктов у нас в стране выросло с 3 до 48. Причем, как отмечают эксперты, такой шаг — вовсе не формальность, а прямой путь к переменам в подходах городских администраций к организации комфортной среды обитания.

Три категории участия

Как можно поучаствовать в той же Европейской неделе мобильности? Если город или другой населенный пункт заявлен в первой категории, то ему достаточно организовать мероприятия в течение самой недели. Это, к примеру, могут быть: велопробег, установка велопарковки, образовательная встреча.

Попадание во вторую категорию уже предполагает реализацию постоянных мер. Здесь у нас есть свои флагманы. Полоцк и Новополоцк в рамках реализации проекта ПРООН/ГЭФ «Беларусь: «Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси» активно разрабатывают планы устойчивой городской мобильности. А во время проходящей сейчас ЕНМ проводят исследования и мониторинги, мероприятия по формированию долгосрочных планов.

Ну и что касается третьей категории, то с ней белорусские города «знакомы» лучше всего. Ибо многие охотно участвуют в акции «Всемирный день без автомобиля», которая традиционно проходит 22 сентября.

Велобум — не только в крупных городах

Самые распространенные меры, которые участники недели отмечают, как постоянно реализуемые, это снижение в городах скорости движения возле школ, создание и развитие пешеходной и велосипедной инфраструктуры. Что примечательно, последняя мера уверенно «обживается» не только в крупных городах, но и в небольших райцентрах. Так, в Новополоцке только в прошлом году состоялись акция «На велосипеде на работу», городской конкурс «Транспорт будущего», квест «Велоэрудит» и велоквест «Мой Новополоцк». А в Полоцке торжественно открыли площадку для воркаута.

3-велодорожка

В этих двух городах, кстати, уже проведена огромная работа по планированию транспортных потоков и просвещению жителей о том, что такое «зеленый» город. Проведено обследование на влияние транспорта, составлена транспортная схема. Все это подготовило платформу для того, чтобы инфраструктурно объединить два города — Полоцк и Новополоцк, в том числе велосипедной «сетью».

«Выбирай и двигайся!»

Ну, а стержневая тема ЕНМ-2018 обозначена как Mix and Move («Выбирай и двигайся!»). Организаторы кампании предлагают сфокусироваться на мультимодальности — использовании разных режимов для различных поездок. Речь идет о смешанных и комбинированных перевозках, когда из пункта А в пункт Б можно добраться разными видами транспорта, чередуя их либо перемещая один на другом (велосипед в вагоне метро, например). Используя принцип мультимодальности, мы оказываем благоприятное воздействие на окружающую среду, становимся здоровее, экономим средства. Подобный принцип в действии можно наблюдать в берлинской подземке. Кстати, за последние годы уровень автомобилизации Берлина снизился в два раза. В том числе потому, что пользоваться личной машиной, содержать ее стало просто невыгодно.

Европейская неделя мобильности — отличный повод для городов Беларуси подключиться к европейским инструментам управления мобильностью и реализовать эксперименты, которые в случае удачи могут стать привычным для города явлением. Мобильность — это не только развитие велодвижения и замедление автомобилизации, но и комфорт перемещений (пешком и на транспорте), доступность объектов социальной инфраструктуры, развитие общественных пространств. Все эти мероприятия нацелены на улучшение качества жизни людей, сокращение выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ от транспорта, — таким мнением поделилась с «РСГ» руководитель проекта ПРООН/ГЭФ «Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси» Ирина УСОВА.

Люди подскажут…

Эксперты предлагают при организации мероприятий делать больший упор на информирование населения, образовательные программы. В том же Новополоцке в школах учителя пересели на велосипеды — личным примером добились того, что у детей поменялись приоритеты. А младшее поколение, в свою очередь, стало влиять на родителей.

Замеры чистоты воздуха, прочие исследования, тренинги по энергоэффективности, мастер-классы для велосипедистов (по ремонту, в частности) — уместны в дни Европейской недели мобильности. А еще у нас в Беларуси стоит активнее презентовать различного вида электротранспорт, организовать специальные маршруты с его использованием по городу. В конечном счете люди сами подскажут, что именно им не хватает для комфорта перемещений, для того чтобы властям было проще заниматься стратегическим планированием мобильного города.

Неудачного транспорта не бывает

Городская мобильность на треть определяет качество жизни — в этом уверена эксперт Белорусского союза транспортников Валентина ЛЕОНЧИК:

Хотя Беларуси еще многому стоит научиться, используя опыт европейских городов, есть и у нас подвижки. Скажем, Минск по безопасности дорожного движения достиг общеевропейского уровня, и это, безусловно, свидетельство позитивных изменений. Но в других рейтингах мы пока не на высоких позициях. Поэтому нужно активнее перенимать опыт.

По мнению эксперта, нам вполне может быть интересен опыт Германии. Или почему бы не присмотреться к Виннице? В этом украинском городе развит рельсовый транспорт, в частности, трамвай «застолбил за собой» 60 % потока перевозок. С другой стороны, эксперты подчеркивают: не бывает неудачного транспорта — бывает неразумная сфера его применения. Чтобы этого избежать, и нужно строить комплексную мобильность. Причем важны не какие-то отвлеченные инфраструктурные проекты, а все то, что удобно для людей.

Инна ГАРМЕЛЬ, фото предоставлено пресс-офисом ПРООН

Posted in Городская мобильность and tagged , .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *