Ирина Ильина: «Страны СНГ двигаются в правильном направлении»

В 4-х дневной международной конференции «На пути к реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: управление жилищным фондом, энергоэффективность зданий и устойчивое развитие городов”, которая прошла в Минске с участием проекта «Зеленые города«, приняли участие представители Азербайджана, Армении, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, России, Словакии.
О схожих проблемах, которые стоят перед нашими странами, рассказывает спикер мероприятия Ирина Ильина, директор Института региональных исследований и городского планирования, Высшая школа экономики (Москва):

— Впечатления от конференции только позитивные, потому что представлено много интересных результатов. Мы видим, что страны СНГ двигаются в правильном направлении, но с учетом своих особенностей. Хорошо, что уже не просто обозначается какая-то проблематика, а предлагаются конкретные подходы с учетом специфики той или иной страны, с учетом конкретных направлений: транспорт, жилищная политика, механизмы финансирования и т.д. И еще я обратила внимание на то, как люди слушают. Они действительно слушают, каждое слово -работает!

Важнейший вопрос, который поднимается на конференции -это вопрос финансирования городского развития. От аудитории звучало сегодня, что 95% всех денег идет просто на поддержание функционирования -социальная сфера, зарплаты бюджетникам и т. д. Где брать средства на развитие? Ключевым здесь является механизм государственно-частного партнерства (ГЧП), принципы которого уже давно отработаны, во многих странах есть законодательство, которое позволяет его реализовать. Здесь важно уметь правильно представить проекты, к которым необходимо привлекать частного инвестора и правильно сформировать программу его участия. Сегодня уже не раз говорилось о том, что вот меняется власть, и меняются правила игры, все приходится начинать заново. Вот как раз для механизма ГЧП, а проекты городского развития как правило долгосрочные, важно обеспечить у частных инвесторов понимание преемственности власти, чтобы они не боялись, что через год сменится мэр, и их деньги улетят в трубу. Поэтому важно, чтобы была стратегия, которая утверждена на долгосрочный период, и чтобы каждый руководитель подчеркивал, что он собирается следовать принципам этой стратегии.

А частные инвесторы сегодня уже понимают необходимость поддержки таких городских программ, и они осознают долгосрочность финансирования. Если раньше говоришь инвестору -это проект на 5 лет, то в ответ слышишь — о,нет, мне это не надо, я вот строю жилой дом и через 2 года получу свою прибыль. Сегодня, когда инвесторы стали более грамотными, они готовы вкладываться в долгосрочные проекты при определенных условиях. И вот эти условия должны создавать администрации городов, с учетом, конечно, условий национального уровня.

Очень интересен с этой точки зрения московский опыт, о котором я сегодня рассказывала на конференции, но использовать его надо адаптивно. Вы не берете его в готовом виде и не переносите куда-то. Но как у любой модели, у этого опыта есть базовые положения, которые приемлемы для любых условий. Экономические модели, финансовые модели -они не меняются в условиях рыночной экономики, в которой существуют сегодня наши страны. Другое дело, что в эти базовые положения надо очень грамотно «вплести» свой местный контекст. В качестве примера говорилось уже сегодня, что в Беларуси однолетний цикл бюджетного планирования, в Москве — трехлетний, в других странах по другому. С учетом этого надо дорабатывать методики.

С другой стороны, города сталкиваются с похожими проблемами, в общемировом контексте они едины, все они могут быть сведены в несколько категорий -групп. Поэтому во многом решения являются достаточно стандартизированными.

Материалы конференции здесь

Posted in Градостроительство, Партисипация.