Конструктивная полоса для движения общественного транспорта в Полоцке: чем обусловлено принятое решение?

В связи с закрытием моста на улице Юбилейной в Полоцке была оборудована специальная полоса для общественного транспорта. Такие полосы появляются для увеличения провозной способности улиц и как одно из мероприятий по борьбе с пробками. Беспрепятственное движение по выделенной полосе призвано помочь общественному транспорту соблюдать график движения, повышать его скорость сообщения, снижать затраты на эксплуатацию. Опыт городов, которые используют выделенные полосы показывает, что как только общественный транспорт начинает работать эффективней, комфортней – количество горожан, которые пересаживаются с личных автомобилей на городской транспорт значительно увеличивается.

Оправдывает ли свое назначение выделенная полоса в Полоцке? Можно ли уже сейчас сделать какие-то выводы?

Мы поговорили с Павлом Астапеней – национальным консультантом по устойчивому транспорту и мобильности Проекта ГЭФ-ПРООН-Минприроды «Зеленые Города», а также обратились за комментариями к представителям Автобусного парка №2 и ГП «Оператор перевозок».

-Павел, чем обусловлено принятие решения о появлении в Полоцке выделенной полосы?

-Развитие систем общественного транспорта и систем платной парковки в настоящее время является проверенным и эффективным способом снижение спроса на использование личного транспорта, но в тоже время обеспечивает транспортную доступность к городским объектам всем слоям общества. Именно эти мероприятия в настоящее время реализованы практически во всех городах, которые всерьез занимаются борьбой с пробками, повышением качества городской среды и экологии. Использование легкового автомобиля в час пик в центре таких городов является привилегией, за которую нужно платить либо временем, либо деньгами. При ограниченной пропускной способности улиц администрации городов выбирают наиболее эффективные транспортные системы. Для примера: одна полоса на улице со светофорным регулированием, по которой движутся легковые автомобили, может пропустить до 1 500 пассажиров в час, а выделенная полоса для общественного транспорта до 12 000 пассажиров в час, нанося при этом меньший экологический, экономический и аварийный ущерб. Выделенные автобусные полосы реализуются в каждом городе по-разному с учетом пассажиропотоков, существующей инфраструктуры и доступных ресурсов.

 

Основные задачи, которые решаются при создании полос для общественного транспорта: (1) сокращение времени движения автобусов; (2) обеспечение надежности обслуживания и предотвращение простоев общественного транспорта из-за припаркованных автомобилей или из-за пробок, в том числе и в час пик.

Принятию решения организации выделенной полосы для общественного транспорта в г. Полоцке предшествовали исследования в рамках разработки схем организации дорожного движения на время закрытия моста по ул. Юбилейная. Прогнозные модели перераспределения транспортных потоков показали, что в часы пик существующая пропускная способность уличной сети центральной части города не справится с возросшим транспортным спросом. (Для удовлетворения этого спроса на время ремонта моста потребовалось бы расширение улицы Зыгина и Октябрьской от улицы Богдановича до моста через реку Полота, включая сам мост.) Прогнозная транспортная модель показывала, что в час пик в пробках после закрытия моста будут стоять все: личный автотранспорт, специальный автотранспорт (скорая, МЧС, милиция, коммунальная техника), а также общественный транспорт. Учитывая тот факт, что только около 30% перемещений жители Полоцка осуществляют на легковом автотранспорте, а большинство совершают поездки на общественном транспорте, то было принято решение о внедрении на протяжении 4 км режима выделенной полосы для общественного транспорта. Хочу обратить внимание, что общественный транспорт традиционно является социальным видом транспорта, которым могут пользоваться все жители, в том числе студенты, школьники и пенсионеры.

При выделении отдельной полосы для общественного транспорта используются различные подходы: (1) выделение цветом; (2) выделение специальными ограждениями; (3) обозначение знаками и разметкой.

Для Полоцка был принят вариант с выделением полосы для общественного транспорта сигнальными столбиками. Этот вариант, с одной стороны, более жесткий чем просто знаки и разметка. Он направлен на формирование навыков и привычки автолюбителей соблюдать правила дорожного движения и физически не допускает занимать полосу для общественного транспорта. С другой стороны, при наезде на такой столбик машина не получит повреждения, и они легко монтируются и демонтируются.

— Павел, как вы оцениваете текущую транспортную ситуацию в Полоцке после закрытия моста? Насколько эффективны оказались полосы для общественного транспорта?

 Могу констатировать, что прогноз оказался верным. В первые дни закрытия моста автолюбители, которые ехали в центр города, смогли ощутить на своей «шкуре», что такое пробки. А полоса для общественного транспорта показала свою эффективность и автобусы смогли выполнять свою работу по перевозке людей без сбоев. В настоящее время мы видим, что произошло изменение поведения у части автомобилистов: кто-то стал выезжать на работу в другое время, часть трафика перераспределилась на местную или дворовую сеть, а кто-то «пересел» на общественный транспорт. Сейчас заторы наблюдаются непродолжительное время утром и вечером. В остальное время трафик стал плотнее, но всё более-менее движется.

После увеличения востребованности общественного транспорта в городе обнажились другие проблемы. Те жалобы, которые поступают в адрес администрации города или перевозчика, в основном касаются переполненности автобусов и больших интервалов в расписании. К сожалению, на сколько я знаю, подвижной состав автобусного парка давно не пополнялся и не обновлялся и имеет 100% износ.

Конечно, не довольны и некоторые автомобилисты, когда мимо них проезжают автобусы, пока они вынуждены стоять. Автомобилисты находятся в меньшинстве, с количественной точки зрения, но их лобби традиционно самое влиятельное и авторитетное. На сколько я знаю, с их стороны уже исходят инициативы о ликвидации выделенной полосы под предлогом, что именно из-за нее в городе пробки.

Как эксперт могу еще раз повторить, что центральные улицы и перекрестки в настоящее время работают на 100% своей пропускной способности и с точки зрения физики, ликвидация выделенной полосы никак не может повлиять на это. Единственное преимущество, которое есть сейчас у автобусов – это возможность первыми приехать к перекрестку.

В завершение хотел бы сказать, что за опытом вашей выделенной полосы наблюдают многие специалисты из других городов Беларуси в том числе и Минска. Когда-то ваш город был новатором в выделенных велосипедных полосах на проезжей части, сейчас реализовали и этот международный грантовый проект. Именно такие инновационные проекты, направленные на достижение целей устойчивого развития, помогут и в дальнейшем претендовать Полоцку на международную техническую помощь и финансирование.

Комментарий Ведущего инженера по организации перевозок Государственного предприятия «Оператор перевозок» Николая Николаевича Близнёва:

— Конечно, после закрытия моста дорожная ситуация стала более напряженной, но не является критичной. Да, общая скорость потока немного уменьшилась, но пробок, заторов, как таковых, нет, аварийность не увеличилась. Выделенная полоса для общественного транспорта позитивно повлияла на ситуацию в целом. Она позволила сохранить интенсивность движения общественного транспорта, в независимости от движения личного и всего остального автотранспорта. Общественный транспорт прибывает на остановки согласно расписанию. Мы видим, например, что на улице Гоголя, которая всегда была загружена, личного автотранспорта стало меньше. На тот же рынок жители стали чаще добираться общественным транспортом. Среди автолюбителей есть, конечно, недовольные. Но это единичные случаи. Кто-то пытался «раздуть» ДТП с участием 8-ми авто в первый день закрытия моста, но там все обошлось поцарапанными бамперами, это элементарное несоблюдение дистанции. Такие люди не хотят мыслить в масштабах города. На общественный транспорт всегда можно пересесть, а вот воспользоваться личным авто -не у всех есть такая возможность. По статистике одна легковая машина в среднем перевозит 1.2 человека, 3 машины — это длина автобуса. Но в автобусе одновременно могут передвигаться до 160 человек. Плюс снижение потока личных авто уменьшает выбросы загрязняющих веществ, что позитивно сказывается на экологической обстановке. Мы разговариваем с водителями автобусов, маршрутных такси, и они говорят, что их транспорт теперь движется свободно, а значит риски создания аварийных ситуаций для общественного транспорта значительно минимизируются. Выделенная полоса нужна однозначно, потому что, если мы пустим общественный транспорт в одном потоке с остальным транспортом, то в сложившейся ситуации весь график движения будет нарушен. Здесь другая проблема возникает -материально-техническая оснащенность автопарка. Обновление необходимо. Автобусы ломаются, но это единственная причина, почему автобус может приехать не вовремя.

Комментарий Директора филиала «Автобусный парк №2 г. Полоцка» Владимира Андреевича Черневича:

-Те обязательства, которые мы планировали и с заказчиком перевозок, и оператором, мы на сегодняшний день выполняем. Хочу поблагодарить проект ГЭФ-ПРООН-Минприроды «Зеленые города», который заблаговременно подключился к работе по подготовке к закрытию моста. За время, когда была выделена полоса для общественного транспорта, и наши водители, и частники, успели к ней привыкнуть. В связи с закрытием ожидались большие пробки, но общественный транспорт по улицам Зыгина, Октябрьской идет без остановок, графики мы не нарушаем. Мы изучали внимательно ситуацию после закрытия и видим, что пассажиропоток увеличился. Конечно, любая реорганизация поначалу встречается с определенным напряжением. Я думаю, пассажиры уже оценили преимущество выделенной полосы: автолюбители стоят в пробках, а те, кто пользуется общественным транспортом быстро добираются до пункта назначения. Мы даже по выручке заметили, что, определенная часть горожан пересела с личного авто на общественный транспорт.  И вот тут, к сожалению, возникает другая проблема – автобусов не хватает. Мы стараемся, используем все резервы, которые есть.

Для справки:

Появление выделенных полос для общественного транспорта – одно из мероприятий по устойчивой городской мобильности, которые проект «Зеленые города» реализует совместно с «Оператором перевозок». Сейчас в городе реализуется несколько мероприятий. На улице Богдановича и Октябрьская устанавливается система фото фиксации правонарушений при движении по полосе общественного транспорта. В Полоцке на остановках появятся 5 новых современных павильонов, а также 10 информационных табло для информирования пассажиров о времени прибытия автобусов в режиме реального времени. Также реализуется комплекс программно-технических мероприятия на светофорных объектах для реализации алгоритма «зеленая волна». Перечисленные мероприятия дополняют друг друга и направлены на улучшение работы и качества обслуживания общественного транспорта в г. Полоцк.

Posted in Городская мобильность.