Новогрудок-1

Новогрудок на пути к внедрению элементов SMART-city

Новогрудок может стать первым населенным пунктом в Беларуси, в котором будет внедрен ряд важных элементов SMART-сity. На пресс-завтраке команда проекта «Зеленые города», представители местной власти, журналисты обсудили, как повысить энергоэффективность городской застройки, выработать долгосрочные сценарии развития для трех пилотных городов, тиражировать полученный опыт. «РСГ» подытожила состоявшийся обмен мнениями.

Основные мероприятия, которые запланировано реализовать в рамках проекта именно для Новогрудка, касаются энергоэффективности. Первый заместитель председателя райисполкома Елена СЕЛЕВИЧ рассказала:

— «Зеленые города», «зеленая экономика» — стратегически важные понятия для Новогрудка. У нас разработан «План действий по устойчивому энергетическому развитию», с основным акцентом на сокращение энергопотребления и выбросов СО. В частности, район принял на себя обязательства к 2020 году снизить выбросы СО2 на 25 тыс. т. Реализуем свои планы, используя не только бюджетные ресурсы, но и привлекаемые инвестиции, различные виды международной технической помощи. Вкладываем их в объекты социальной, городской инфраструктуры, дорожного хозяйства. Развитие ветроэнергетики, современные подходы к обращению с твердыми бытовыми отходами — направлений работы много.

Повышение уровня жизни в городе и в районе необходимо, чтобы люди оставались тут, находили себе применение на малой родине, убеждена Елена Селевич:

— Да, есть определенные проблемы в городе, связанные с природно-климатическими условиями. Также имеются вопросы по транспортной инфраструктуре: в Новогрудке немало мест с односторонним дорожным движением, что в определенной степени затрудняет городскую мобильность, налаживание велосипедного движения. Надеемся совместно с командой проекта «Зеленые города» найти эффективные решения этих проблем.

Апробация — на 47 объектах

В Новогрудке местный бюджет, как, к слову, и во многих других городах Беларуси, несет колоссальную финансовую нагрузку по обеспечению надежности, эффективности функционирования систем ЖКХ, отметил консультант по энергетической эффективности Иван ФИЛЮТИЧ. За 2017 год около 5,5 млн рублей (примерно 10 % всего бюджета) направлено только на функционирование энергетики в данном сегменте. Нужно снижать затраты. Но как?

— Модернизируем систему уличного освещения, — говорит эксперт. — Пока на эти цели тратятся значительные средства. Новогрудок, однако, в состоянии решать проблему, для чего предлагаем ему сфокусироваться, во-первых, на повышении энергоэффективности уличного освещения (будут внедрены современные светодиодные светильники, а также установлена система управления уличным освещением). Что позволит городу в непрерывном режиме диагностировать и состояние системы, и энергопотребление, и подстраивать ее с учетом изменений во внешней освещенности, и отслеживать оперативно неисправность того или иного светильника, чтобы вовремя его заменять.

Во-вторых, внедрение в систему ЖКХ интеллектуальных систем SMART-учета потребления энергоресурсов. Это даст возможность жильцам получать объективную информацию, согласно показаниями приборов, осуществлять бесконтактную передачу данных в службы ЖКХ и соответствующее выставление счетов. Появляется возможность вести постоянный оперативный контроль потребляемых ресурсов.

— Почему это важно для Беларуси? — рассуждает Иван Филютич. — К сожалению, мы пока в деле внедрения систем SMART-учета находимся, скорее, в роли наблюдателей. Между тем, опыт тех же европейских стран, где такую практику взяли на вооружение, показывает: у домохозяйств есть возможность экономить от 3 до 10 % потребляемых энергоресурсов.

В Новогрудке уже определены 47 объектов — из них 45 многоквартирных жилых домов и два объекта социальной сферы, на которых предполагается апробировать данные технологические решения. Пока, добавила консультант по зеленому градостроительству проекта «Зеленые города» Вера СЫСОЕВА, эту работу целесообразнее осуществлять в многоквартирных домах.

— Сейчас находимся на стадии разработки соответствующих технико-экономических обоснований (ТЭО), — ввел в курс дела Иван Филютич. — Расчеты должны подтвердить целесообразность внедрения таких систем на объектах жилой, социальной инфраструктуры. Причем не только фокусируемся на пилотных инициативах, но и создаем базу для тиражирования опыта в масштабах республики. Пытаемся сделать акцент на разработке оперативных и стратегических документов, которые позволят городам, районам гораздо более рационально планировать свои расходы на инфраструктуру. Ибо тогда проявляется заинтересованность в выполнении долгосрочного бюджетирования, увязывании планов будущей застройки с планами развития коммунальной инфраструктуры.

Впервые в Беларуси планируется внедрить принципы устойчивых закупок. А к концу реализации проекта, заверяет Иван Филютич, Новогрудок получит четкий, детально прописанный план мероприятий по модернизации и развитию энергетической инфраструктуры. Из него будет понятно, в какие точки следует направлять инфраструктурные инвестиции.

Приоритет — экологическая направленность

Вера Сысоева поясняет:

— Важно было тщательно проанализировать, в каких рамочных условиях работают сегодня проектировщики. Чтобы в дальнейшем, если потребуется, снять препятствия на уровне законодательства, необходимых процедур. По результатам работы наших экспертов, ныне существующую систему градостроительной деятельности в республике можно охарактеризовать как достаточно подходящую платформу для реализации принципов зеленого градостроительства. Мы разрабатываем предложения в новый Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Надеемся внедрить элементы зеленого градостроительства в практику градостроительной деятельности, что потребует внесения новелл в принципы, регулирующие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность в нашей стране. Необходимо стимулировать города двигаться в направлении создания устойчивой и экологически благоприятной среды

Для принятия за основу такого приоритета городам нужны условия: по выделению финансов, планированию и нормативному регулированию полномочий госорганов по утверждению планов зеленого градостроительства, ведению строительства. Работа по формированию таких условий уже ведется на республиканском уровне, отметила Вера Сысоева

— Благодаря комплексному подходу не только экология должна улучшаться, но и решаться более эффективно социальные, экономические вопросы, — убеждена эксперт проекта. — В этом году планируем продуктивно поработать над первым опытом создания для Полоцка, Новополоцка и Новогрудка «Планов зеленого градостроительства». Опишем канву и обозначим генеральную цель, которую преследует каждый город. Она — дело отдаленной перспективы, но необходимо, чтобы все проводимые сейчас мероприятия работали на эту цель. Нужно установить пороговые показатели, согласуясь с которыми, можно будет осуществлять мониторинг эффективности проводимых мероприятий. И тогда увидим, что какие-то цели достигнуты, а иные — скажем, подлежат корректировке.

В первом полугодии 2018-го эксперты собираются по каждому пилотному городу подвести итоги оборов городов — зафиксировать их текущее состояние. Группа показателей, индикаторов городского развития позволит увидеть картину в комплексе, чтобы понимать, куда дальше двигаться. Особое внимание — слабым местам, вопросам, требующим проработки.

— Будем рекомендовать каждой городской администрации собрать рабочую группу для коллегиального обсуждения, — говорит Вера Сысоева. — Попробуем разработать сценарии городского развития с повышенными требованиями к состоянию окружающей среды, если сравнивать с существующими реалиями. Именно такие сценарии и лягут в основу планов зеленого градостроительства. Ведь чтобы привлечь внешние источники финансирования, городам Беларуси нужно конкретно заявить о своих мероприятиях, заинтересовать международных доноров, выделяющих средства. К концу 2018-го, надеюсь, будем иметь уже черновики планов зеленого градостроительства для 3-х городов. С тем, чтобы уже в 2019-м приступить к реализации…


Зачем комплексные планы белорусским городам?

Проект «Поддержка зеленого градостроительства в малых и средних городах Беларуси» (2016–2020 гг.), или, сокращенно, — «Зеленые города» — финансируется Глобальным экологическим фондом (ГЭФ) и реализуется ПРООН совместно с Минприроды. По мнению руководителя проекта «Зеленые города» Ирины УСОВОЙ, подобные инициативы позволяют увязать, задействовать ресурсы местных бюджетов и международной поддержки с реализацией комплексных подходов — общими усилиями делать белорусские города более комфортными.
— Действовать нужно в нескольких направлениях: определиться с национальной политикой в сфере зеленого развития городов, усовершенствовать национальное законодательство в этом сегменте, создать планы развития для каждого города, использовать комплексный подход к развитию городских территорий, инновационные методы финансирования инфраструктурных проектов, — поделилась эксперт. — И, конечно, решать проблемы с учетом мнений всех заинтересованных сторон.

На основе наработанного в 3-х пилотных городах опыта внесут изменения в национальное законодательство, градостроительное в том числе. Будет сделан анализ технических, нормативных документов в сфере городской мобильности, уличного освещения, зеленых закупок. При этом главное — интересы людей, их комфортное проживание.
Для того же Новогрудка акцент на энергоэффективность включает две оставляющие: модернизацию уличного освещения и SMART-учет потребления ресурсов жилищным сектором и объектами социальной сферы. Работа по этим направлениям, считает команда проекта, позволит превратить Новогрудок в своеобразную пилотную демонстрационную площадку.
— Проект в самое ближайшее время объявит конкурс на поддержку еще пяти городов Беларуси, подписавших Соглашение мэров по климату и энергии, для содействия в разработке их планов по устойчивому энергетическому развитию и принятию мер по смягчению последствий и адаптации к изменению климата, — говорит Ирина Усова.

Инна ГАРМЕЛЬ, фото предоставлены к печати пресс-офисом ПРООН

https://stroimedia.by/novogrudok-vnedriaet-smart-city/

Posted in Материалы в СМИ and tagged .