Устойчивая городская мобильность: опыт Батуми

В рамках международной конференции «На пути к реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года: управление жилищным фондом, энергоэффективность зданий и устойчивое развитие городов» Лаша Накашидзе, руководитель проекта ПРООН-Грузия «Зеленые города Грузии: интегрированный устойчивый транспорт в городе Батуми и Аджарии», поделился опытом внедрения мероприятий по устойчивой городской мобильности в Батуми.

«Когда стало понятно, что транспорт в Грузии является главным источником выбросов СО2, это стало отправной точкой для внедрения устойчивой городской мобильности. Стоит отметить, что степень осведомленности общественности о проблеме была очень низкая. Батуми задыхался от постоянных заторов и пробок, хотя в целом ведь город небольшой, и число автомобилей по сравнению с европейскими странами невелико. Несмотря на наличие велодорожек общей протяженностью 30 км, практически никто не использовал велосипеды как постоянный транспорт для передвижения. И еще одна проблема -маршрутки. Маршрутки перевозили в 3 раза больше пассажиров, чем городской транспорт.

В рамках нашего проекта мы разработали план по устойчивой городской мобильности (ПУГМ). На основе плана мы провели разработку технико-экономических обоснований. И уже затем принимались решения об инвестировании в пилотные проекты. Проект подразумевал участие всех заинтересованных сторон. В рамках проекта мы разработали модель спроса на транспорт в Батуми, и сегодня у города есть такой эффективный инструмент, хотя, стоит признать, это было одно из самых дорогостоящих мероприятий проекта.
Мы провели опрос домохозяйств, всего 6.000 человек, на предмет того, каким видом транспорта горожане пользуются ежедневно. Анкета была на 30 (!) страницах. Мы воспользовались услугами статистического агентства, которое уже имеет свою наработанную сеть для таких опросов. Плюс непосредственно сами опросы проводили 100 человек. Мы уложились в 2 недели. Мы определили основные маршруты передвижения по городу, провели подсчет численности пассажиров на основных маршрутах. Эти данные стали основой для проведения компьютерных симуляций.
Интересный факт о Батуми — женщины в 2 раза чаще пользуются общественным транспортом, чем мужчины. Владея этой информацией, мы провели анализ зон конечного назначения передвижений для мужчин и женщин. Эта информация была важна для выбора направления развития транспортной сети. На основе собранной информации мы разработали видение и задачи для ПУГМ, чтобы ответственные лица сразу понимали, какой эффект будет достигнут. Мы соотнесли предлагаемые меры с 6-ю критериями, которые были разработаны в одном из проектов ЕС. После этого нам стало очевидно, какие меры приоритетные, а какие можно отложить на более долгосрочную перспективу.

Мы в три раза сократили количество маршрутов городского транспорта, но при этом пассажирооборачиваемость увеличилась. Мы полностью убрали использование маршруток. Мы внедрили новую концепцию управления парковками. Батуми ежегодно принимает 2 млн. отдыхающих. Туристы из соседних стран приезжают на своих машинах. Мы вынесли перехватывающие парковки за территорию города: там можно оставить свое личное авто, а дальше в город уже, пожалуйста, на общественном транспорте или велосипедах. Что касается старого центра города, эта зона, где будет действовать полный запрет на транспорт. Только пешком.

Мы выработали концепцию велосипедной инфраструктуры и провели категоризацию велодорожек, протяженностью 30 км, по степени значимости. Т.е. у нас есть велодорожки местного значения (в городских районах), те, что объединяют районы, затем велодорожки городской значимости и отдельно — велодорожки для туристов.
Еще мы создали выделенные полосы для движения общественного транспорта – и это будут электробусы. Уже объявлен тендер, и производитель из Беларуси тоже участвует.
Мэр Батуми в ходе избирательной кампании активно использовал посылы из нашего Плана устойчивой городской мобильности, и таким образом, тоже взял на себя ответственность за его исполнение.
На сегодняшний день ПУГМ был одобрен городским советом и стал обязательным для исполнения документом.
Опыт нашего проекта будет масштабироваться в пределах страны. Наш ПУГМ будет взят за основу для разработке аналогичного документа для всей Грузии».

Материалы конференции здесь

Posted in Городская мобильность.