Все переплетено в «уверенном» Берлине

Фонд Эберта в Беларуси и Украине организовал ознакомительную поездку в Берлин, которая была посвящена развитию общественного транспорта и устойчивой мобильности. Основные участники с белорусской стороны -члены Белорусского союза транспортников и представители Пинского исполкома. Пинск является участником проекта трансграничного сотрудничества ЕС между Беларусью, Украиной и Польшей, в рамках которого планирует разработать собственный план устойчивой городской мобильности.

Павел Астапеня, эксперт проекта ГЭФ-ПРООН-Минприоды «Зеленые города» по устойчивой городской мобильности, принял участие в поездке и поделился своими впечатлениями:

Дух

«Что сразу приятно удивило в Берлине, это отсутствие какого-то изначального привыкания. Т.е. мне, жителю Беларуси, в Берлине сразу было комфортно. Бывает, попадаешь в какой-нибудь западный образцовый город — придраться не к чему. А Берлин все-таки по духу как-то близок к нашему постсоветскому обществу».

Кредо

«Кое-что участникам нашей группы сразу бросалось в глаза — вот тут газон не стрижен, а здесь мусор на остановке. Спрашиваем местных экспертов по градостроительству, мол, почему так?  Оказалось, что специалисты разделяют города на два типа -«уверенные» в себе и «неуверенные». При посещении «неуверенных» городов у вас будут все время спрашивать: «Ну как вам? Понравилось у нас? Все хорошо? Правда у нас чисто?» И т. д. А вот Берлину, как «уверенному» городу, абсолютно все равно, что о нем подумают».

Ж/д сообщение

«В плане общественного транспорта очень поразила развитая сеть железнодорожного сообщения — городские электрички, трамваи и метро. И настолько все переплетено, что иногда не совсем понятно, ты в электричку сел или в поезд метро. Плюс ж/д сообщение гармонично соединено с автобусной сетью».

Центр (?)

«Я долго «пытал» наших местных гидов, где находится центр? Очень хотелось посмотреть на местные пробки. А они никак не могли меня понять, «подвисали» на некоторое время. Оказалось, как такового «центра» и нет. Интересно, что город в разы больше, чем Минск, но средняя дальность поездки по городу — 6 км. Это совсем не много. Берлин спроектирован так, что в нем нет «маятниковых» передвижений, когда люди живут в спальнике, а потом через весь город едут на работу. У нас четко понятно — вот спальный район, а вот культурно-деловой центр. А Берлин очень однородный. В одном месте можно и жить, и работать, и отдыхать — все в шаговой доступности. Люди очень равномерно распределены по городу. Поэтому и пробок как таковых нет. Это при том, что автомобилизация здесь выше — у нас 320 авто на тысячу жителей, а здесь 460».

Велодвижение

«Существенную роль играет развитие общественного транспорта и велосипедного движения. Это у нас на тротуаре ты можешь пока чувствовать себя расслабленно. А вот в Берлине надо быть начеку -велосипедное движение очень интенсивное, на велосипедные дорожки пешеходам лучше не заходить. По статистике за 2015 год 12-13% всех передвижений в городе осуществлялось на велосипедах. Сейчас, конечно, этот процент еще выше».

Воздух

«Что еще приятно удивило — это качество воздуха на улицах. Когда я нахожусь на проспекте Независимости в Минске, мне хочется поскорее оттуда уйти — запах выхлопных газов весьма ощутим. Здесь же, с учетом жестких требований к экологическому классу транспортных средств, наличии зон с пониженным выхлопом, на магистрали с аналогичной пропускной способностью и интенсивностью движения запах выхлопных газов не ощущается. Ты чувствуешь запахи булочных, кафе, какого-то парфюма».

Партисипация

«Если городские власти принимают решение о строительстве какого-то инфраструктурного объекта, об изменении схемы организации дорожного движения и т.д., такие решения на всех этапах обязательно проходят через обсуждения. И это не какие-то спонтанные обсуждения, которые у нас вспыхивают на различных онлайн форумах. В Германии очень четко выстроена система общественных объединений. Как нам объясняли, каждый немец состоит в трех и более. И вот такие соответствующие объединения как правило отстаивают интересы граждан и ведут диалог с властями. Например, мы встречались с представителями общества пассажиров общественного транспорта, которые работают в тесной связке с транспортными операторами и перевозчиками. Интересно, что зачастую это общество встает на защиту муниципалитета и разъясняет гражданам правильность и эффективность решений, принимаемых городом. Очень активно работает местное велосипедное сообщество. С целью включить мероприятия по расширению велосипедной инфраструктуры в городе в местный план развития, они за короткий промежуток времени собрали 200 тысяч (!) подписей горожан. И теперь, благодаря этой инициативе, большие средства будут направлены на строительство уже не просто велодорожек, а веломагистралей, которые физически будут отделены от транспорта и пешеходов».

Сравнение

 «В целом, процедуры принятия градостроительных решений в Берлине очень похожи на наши, тут нет больших отличий. Но вот сама реализация, конечно, отличается. Все, что у немцев принято, «прописано» — исполняется очень строго. Плюс их чиновниками, депутатам, надо постоянно держать отчет перед избирателями, поэтому вот этот диалог с гражданами идет на всех этапах реализации проектов».

«Если сравнивать с нашей ситуацией, то в целом пилоты проекта «Зеленые города» Полоцк и Новополоцк, где реализуются мероприятия по устойчивой городской мобильности, находятся «в тренде». Все мероприятия похожи, цели совпадают. Но стоит признать, что Беларусь заметно отстает. Вот даже на примере развития велодвижения -если мы только боремся, чтобы какое-то пространство «отвоевать» для велосипедов в нашей городской среде, то они уже переходят к следующему этапу — как это пространство расширить, сделать его магистральным, максимально эффективным и безопасным».

Проблема!

«Проблема, которая сегодня очевидна для Берлина — в городе до сих пор не реализована система платной парковки. Вопрос, скажем так, политический, и городские власти его пока обходят стороной, «держат в рукаве», хотя понимают, что это действенная мера».

Posted in Городская мобильность, Обучающие поездки, Партисипация.