госзакупки

«Зеленые» госзакупки, органическая продукция и экомаркировка – в Минприроды рассказали, какие изменения внесут в законодательство для развития «зеленой» экономики

В рамках реализации Национального плана действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды инициирует ряд изменений законодательства, рассказала первый заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ия Малкина.

Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Беларуси до 2020 года представляет собой институциональные основы, которые Республика Беларусь закладывает в понятие «зеленой» экономики, отражает основные вызовы и угрозы, которые сегодня стоят перед республикой и в целом перед мировым сообществом в части дальнейшего развития и реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, а также основные приоритеты и тенденции, которые планируется реализовывать на уровне законодательного регулирования и стратегических планов развития различных отраслей экономики, сообщила Ия Малкина.

В частности, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды планирует внести изменения в Закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», чтобы стимулировать «зеленые» закупки. Сегодня в качестве критерия оценки того или иного поставщика товаров и услуг используются в первую очередь ценовой фактор, качество продукции и т.п. В государствах, которые успешно реализуют принципы «зеленой» экономики на практике одним из ключевых критериев оценки является экологичность производства. В части обращения с отходами, водопотребления, выбросов в атмосферу предприятие должно соответствовать определенным требованиям. «На наш взгляд введение такого критерия оценки при осуществлении государственных закупок, выборе поставщиков товаров (работ, услуг) в значительной степени стимулировало бы этих поставщиков к внедрению экологичных технологий производства товаров», – сказала первый замминистра.

Реализовать задуманные изменения законодательства Минприроды совместно с Министерством антимонопольного регулирования и торговли планирует в течение 2017–2018 годов. «Здесь есть много сложностей экономического и, не буду скрывать, идеологического характера со стороны государственных органов и предприятий, опасений, что изменения могут быть не востребованы», – отметила Ия Малкина. – «Но мы должны сознавать: подстегивая наших производителей на территории Республики Беларусь, мы тем самым открываем им дорогу на западные рынки. Создавая здесь более жесткие условия, мы фактически готовим их товары, их производства к конкурентоспособности на тех рынках, которые сегодня ставит перед нами в качестве задачи Глава государства и глава Правительства».

На данный момент в рамках реализации одного из проектов международной технической помощи по внедрению принципов «зеленой» экономики на борисовской «Бумажной фабрике» Гознака налажено производство офисной бумаги из макулатуры. Минприроды внесло предложение закупить эту произведенную экологичным способом бумагу государственными органами в случае, если предложение о внесении изменений в законодательство о госзакупках будет поддержано. И таким образом продемонстрировать, что «мы все ответственны за принимаемые решения перед будущими поколениями», пояснила Ия Малкина и выразила убеждение, что это могло бы стимулировать дальнейшее развитие «зеленых» госзакупок.

Также планируется разработать законопроект «О производстве и обращении органической продукции». Предложение о подготовке такого законопроекта вносилось в Правительство неоднократно. Сложность заключается в наличии большого числа международных требований к земельным участкам, на которых будет производиться органическая продукция. Разработкой экономического обоснования для будущего законопроекта занимается Институт экономики Национальной академии наук Беларуси. Ожидается, что подготовить и внести на рассмотрение в Палату представителей законопроект удастся уже в нынешнем году.

В рамках реализации Национального плана планируется также разработать и принять ряд документов, связанных с развитием экомаркировки – не только производства, но и товаров. «Сегодня есть много различных рекламных, в первую очередь, ходов, которые применяются производителями, использующими определение «экологически чистый продукт» либо «органический продукт», но основ для легализации этих институтов у нас, к сожалению, нет», – констатировала Ия Малкина. Минприроды работает над процессом внедрения экологической сертификации, которая позволила бы производителям на законных основаниях использовать маркировку, которая будет гарантировать потребителю, что продукт произведен экологически чистым способом с применением экологичных технологий. Для этого потребуется разработать ряд нормативных и технических нормативных правовых актов, процесс продолжится в течение всего периода реализации Национального плана вплоть до 2020 года.

Также в рамках реализации Национального плана предстоит совершенствование законодательства в целях развития низкоуглеродных технологий (стимулирования производства электробусов, электромобилей и т.д.) – завершить работу планируется до конца 2018 года. Есть и наработки в части развития особо охраняемых территорий, экологического туризма, частично реализованные в 2016 году, продвижение которых продолжится в текущем году. Кроме того Минприроды собирается реализовать концепцию создания на базе Полесского аграрно-экологического института Национальной академии наук Беларуси регионального кластера «ЭкоТехноПарк «ЕвроПолесье» для продвижения экологических и социально-экономических инноваций в рамках реализации местных стратегий устойчивого развития и локальных проектов «зеленой» экономики – по плану завершиться этот процесс должен в 2018 году.

Напомним, что Национальный план действий по развитию «зеленой» экономики в Республике Беларусь до 2020 года утвержден постановлением Совета Министров от 21 декабря 2016 г. № 1061.

В число основных приоритетов, определенных в Национальном плане, входит:

  • развитие электротранспорта, инфраструктуры, городской мобильности, реализация концепции «умных» городов;
  • строительство энергоэффективных жилых домов и повышение энергоэффективности жилищного фонда в целом;
  • снижение энергоемкости ВВП и повышение энергоэффективности, в том числе за счет внедрения энергоэффективных технологий и материалов;
  • повышение потенциала использования возобновляемых источников энергии, создание условий для производства органической продукции и развития экотуризма.

Реализовываться Национальный план будет в два этапа: на первом запланирована подготовка институциональных основ – внедрение в законодательство, регулирующее различные сферы экономики, стимулов для внедрения экологически чистых технологий, на втором запланирована реализация конкретных пилотных проектов.

Posted in Зеленые госзакупки.